Вдруг вы замечаете, что ребёнок начал заикаться. Часто слышу взволнованный голос родителей в телефонной трубке с вопросом: «Что делать?».
Заикание, запинки, итерации – вот, что это может быть. Нельзя допускать, чтобы такое состояние продолжалось долго, иначе «сбивчивость» закрепиться на уровень привычного состояния для нервной системы и преодоление будет более сложным.
Каким бывает заикание
Неприятность может возникнуть внезапно, а может развиваться постепенно. Но часто заикание проявляется волнообразно. То есть периоды запинок чередуются с промежутками, когда все хорошо. И это сбивает с толку родителей. Им кажется, что все наладилось, но запинки в речи ребенка через некоторое время усиливаются. Если ребенок не может начать говорить или застревает на первом звуке: «А-а-а-апельсин», – это тонический тип заикания, «Ма-ма-ма-шина», – клонический.
Физиологические итерации
Явление наблюдается у детей в возрасте с 2 до 5 лет и относится к нарушениям темпо-ритмической стороны речи. Появляется из-за незрелости нервной системы и большого объема словарного запаса. Проявляется в том, что ребенок начинает повторять последний слог слова: «Колготки-тки, носки-ски». Или повторяет несколько раз короткие слова – это не заикание, но обратить внимание стоит.
Как лечат заикание неврологи
Современная неврология признала, что заикание не относится к судорожным проявлениям, таким как эпилептические приступы. На сегодняшний день невролог может предложить седативные, то есть успокаивающие препараты, если состояние ухудшается после или во время эмоционального всплеска. Лечение сводится к специальным коррекционным методикам, основанным на работе с чувством ритма, с дыханием, с психо-эмоциональным состоянием.
Случай из практики
Пришел к нам в центр молодой человек, студент 2 курса. Запрос – постановка звуков, коррекция заикания. Парень решил взяться за себя и научиться спокойно сдавать экзамены, отвечать на вопросы преподавателя. Со звуками мы справились быстро, а вот с заиканием пришлось потрудиться. Заикание было тонического типа. Я заметила, что ритмизация речевого процесса дает прекрасный результат. Отлично сработал метод ответа на вопрос с повтора вопроса через перефразирование. Мы брали его же лекции и автоматизировали звуки и учились отвечать без запинок по университетским материалам.
Да, каждый случай интересен по-своему, к каждому нужен индивидуальный подход.