Я ожидаю коллегу около выхода из торгового центра и наблюдаю картину: мама недовольно и грубо выговаривает своему сыну лет 10-11 совершенно обыденные вещи, но тон ее голоса выражает крайнюю раздражительность, фразы короткие и грубые. Думаете, мальчик сотворил что-то ужасное, чем вывел из равновесия мать? Нет, здесь скорее работает вредная привычка мамы разговаривать так со своим ребенком. Не сомневаюсь, что женщина любит своего сына и хочет воспитать из него «человека» применяя «строгость». На самом деле, тщательно камуфлируя чувство любви под авторитарностью и «требовательностью», мы воспитываем комплексы. Согласитесь, тяжело постоянно ощущать себя преступником, легче им стать на самом деле!
Так как же добиться от ребенка исполнительности, а главное – желания трудиться, совершать правильные и полезные для себя и окружающих поступки?
- будьте предсказуемыми и последовательными для ребенка;
- не заваливайте его огромным количеством угроз, которые вы не собираетесь исполнять или собираетесь, а потом резко отмените обещанную кару;
- постарайтесь выровнять свой психо-эмоциональный фон;
- не скупитесь в проявлениях любви: знать, что тебя любят любым – очень важно для гармоничного развития и становления доброго характера.
Важно:
Быть последовательными, настойчивыми, но не менторствовать, не унижать ребенка тоном голоса. Ребенок должен получать радость, чувство защищенности от общения с вами. Мы обязаны формировать у него уверенность в своих силах и возможностях, учить его получать удовольствие от успехов, которых ваш ребенок добивается, следуя маленькими шагами к поставленной вами воспитательной или образовательной цели, «держась» за вашу руку.
МОЙ СОВЕТ: не используйте такие выражения как «Если …, то … », «Если ты будешь хорошо заниматься, то я тебе куплю тебе мороженое». Вы не заметите, как ребенок будет применять эту технологию открытой манипуляции к вам. Может это и забавно, пока он маленький, но вариант «Если ты не купишь мне кроссовки, я сбегу из дома» думаю, вряд ли вас порадует. Лучше учите ребенка сразу договариваться: СНАЧАЛА сделаем поделку – ПОТОМ посмотрим «Три кота».
Также важно чувствовать границы возможностей вашего ребенка, не требуйте чрезмерно много. Это касается как сферы определенных знаний, умений и навыков, так и эмоционально-волевой сферы. То есть, если ваш ребенок не может не визжать или не задирать брата весь день, то и не просите его не задирать брата весь день, чтобы услышать вашу сказку на ночь в качестве приза. Сузьте границу: «Не обижай братишку, пока сыпется песок в часиках (поставьте на 20 мин песочные часы), а потом я почитаю вам сказку». Также предложите альтернативные действия дракам, научите детей организации совместной игры.