Игры на развитие коммуникативного навыка
Речь нам нужна, чтобы коммуницировать между собой, сообщать о своих просьбах, говорить о потребностях, – это на самом базовом уровне. То есть чтобы заговорить, помимо прочего, у ребенка должна быть потребность к коммуникациям.
Помните тот анекдот, про молчащего до 5 лет ребенка? Действительно, иногда, мы взрослые, выстраивая общение с ребенком неправильно, можем спровоцировать задержку речи.
Ошибки коммуникаций с ребенком:
- слишком быстрая речь взрослого;
- отсутствие интонационных пауз, характерных для диалога;
- формирование ответа на свои же вопросы за ребенка;
- недостаточное количество времени, уделяемое для общения с ребенком;
- игры и просмотр видео на планшете или телефоне ребенком более 15 мин в день.
Налаживаем потребность в коммуникациях у ребенка.
- Замечено, что многим детям с речевыми проблемами тяжело сфокусировать взгляд на собеседнике. «Ему тяжело смотреть в глаза», – констатируют родители. Чтобы помочь ребенку удерживать взгляд, во время игры используйте контрастную рамку. Смотрите на ребенка и общайтесь с ним через контрастную рамку, так вы поможете малышу сфокусировать взгляд на вашем лице.
- Диалогическая речь предшествует другим видам речи, она возникает первой и характеризуется обменом репликами или ответами на вопросы. Во что играть, чтобы развить навык диалога у ребенка.
- 0-3 месяца.
Во время бодрствования ребенка много разговаривайте с ним, гладьте, делайте массажик, выкладывайте на животик, учите фокусировать взгляд на себе и предметах. Развивайте навык слежения глазами за объектом. Не забывайте делать интонационные паузы и ловить взгляд ребенка.
- 3-6 месяцев.
Много держите ребенка на руках, ловите его взгляд, повторяйте звуки, которые младенец издает. Агукайте с ним, оречевляйте действия, которые производите с ребенком, говорите немного протяжно, замедленно – нараспев.
- 6-14 месяцев.
Можно включать игры по принципу «сначала я, потом ты». Это могут быть любые интересующие ребенка на данный момент действия: нанизывание предметов на шнурок, проталкивание семян фасоли в узкое горлышко бутылки, выдувание мыльных шаров, отрывание кусочков бумаги от листа и тому подобное. Цель этих игр выработать привычку у ребенка действовать поочередно, сопровождайте игры речью, хорошим настроением и не забывайте делать интонационные паузы, чтобы ребенок смог вам ответить хотя бы взглядом.
Потребность и навык коммуникации закладываются в раннем возрасте, если ваш двухлетка застрял на каком-то из вышеперечисленных этапах онтогенеза, – следует начинать формировать навык с подобных игр.